Русский Українська English Polski
Украина 

Одесская железная дорога

Одеська залізниця
Загружаемые фотографии  ·  Изменения в базе данных ПС
Редакторы: Max_UZ, OlehSh

О дороге

Одесская железная дорога (укр. Одеська залізниця) — железная дорога, обслуживающая юго-западные области Украины. Пролегает по территории шести областей: Одесской, Николаевской, Херсонской, Черкасской, Кировоградской и Винницкой.
 
На одесскую железную дорогу приходится около 20 % грузооборота и более 16 % пассажирооборота железных дорог Украины. В регионе Одесской железной дороги расположены большие морские и речные порты, что обеспечивает высокую транспортную нагрузку.
 
Первый участок Одесской железной дороги протяженностью 222,52 версты от Одессы до Балты с ответвлением от Раздельной до Кучургана и с веткой до карантинной пристани вошел в действие в 3 декабря 1865 года. Далее 13 лет Одесская железная дорога просуществовала как самостоятельный механизм, после чего вошла в состав акционерного общества Юго-Западных железных дорог. С 1936 по 1953 годы Одесская дорога снова была самостоятельной единицей, но в 1953 году была реорганизована и объединена с Кишинёвской и стала называться Одесско-Кишинёвской. Так оно и продолжалось до 1979 года, когда из её состава была выделена самостоятельная Молдавская железная дорога.
 

    Электрификация началась с севера Одесской области в 1962 году. В 1971 году была электрифицирована линия «Помошная— Хировка» (сейчас — Чернолесская), в 1971 году - линия «Колосовка—Одесса-Сортировочная». В 1972 году электрификация охватила Одессу-Главную, далее — от Помошной до Колосовки.
 
    В 1973 году электрифицируется ветка «Одесса—Бугаз», в 1974 году — до Белгород-Днестровского.
 
    В сторону Киева электрификация началась в 1974 году. Тогда был электрифицирован участок Одесса — Дачная. В 1978 году — до станции Выгода (28 км о т Одессы), в 1984 — до Раздельной. Участок Котовск — Вапнярка был электрифицирован в 1989 году. Не электрифицированным оставался только участок Раздельная - Котовск, поэтому почти все поезда этого направления уходили из Одессы под дизельной тягой. Вскоре и этот участок был электрифицирован вместе с участком Вапнярка — Жмеринка Юго-Западной железной дороги.
 
В 1992 году Одесская железная дорога входит в состав национального предприятия «Укрзалiзниця». Далее электрифицируется участок Котовск — Раздельная, что позволяет увеличить оборот электроподвижного состава и реорганизовать движение на ОЖД. Также электрифицируется ветка Одесса-Пересыпь — Одесса-Порт. Введены в эксплуатацию участки Помошная — Котовск — Раздельная, Вапнярка — Котовск — Раздельная, Кучурган — Раздельная, Пересыпь — Одесса-Порт. Протяжённость электрифицированных линий становится 1708 км (что составляет 39,9 % общей протяжённости железной дороги).
 
После завершения электрификации Одесского узла начинается массовое списание тепловозов М62.
 
В 1997—1998 годах обновлены и вновь развиты участки Долинская — Помошная.
 
В 1997 году разобран участок Березино — Бессарабская (молд. Басарабяскэ), прекращено пассажирское сообщение между Одессой и Рени через Березино. До 2005 года сообщение поддерживалось прицепными вагонами Одесса — Рени через Кучурган и Бендеры.
 
В 1998 году в состав дороги вошли участки Рени и Болград Молдавской железной дороги.
 
В 1999 году разобрана железная дорога Ротово — Рауховка.
 
Фирменное обслуживание пассажиров в пригородных поездах было введено в 1998 году.
 
В 2001 году прекращено пассажирское сообщение между Одессой и Ильичёвском.
 
Введён ускоренный поезд «Южный экспресс» (укр. «Південний Експрес») Одесса — Винница и экспресс-электропоезд Одесса — Кировоград (позже укорочен до станции Помошная и переведен в пригородный).
 
С колосовского направления снимаются укороченные поезда до Рауховки и Сербки, вводится удлинённый рейс Одесса — Помошная (одна пара в сутки).
 
В 2007 году планировался демонтаж ветки Арциз — Березино, но вскоре вопрос о демонтаже был снят. С ноября 2008 года производится массовое сокращение пригородного движения на колосовском, белгород-днестровском, вапнярском направлениях. Так на сентябрь 2008 года белгород-днестровское направление является самым ненагруженым, 2 пары пригородных поездов, в сравнении с 1989—1994 годами — 12 пар. Также с этой даты наблюдается постепенное сокращение поездов дальнего следования.
 
С начала 2010 года наблюдается некоторая стабилизация. На вапнярском и белгород-днестровском направлениях были добавлены поезда, поступило несколько новых грузовых локомотивов 2ЭЛ5.

Депо дороги

«Асоціація збереження історії залізниць України» («Ассоциация сохранения истории железных дорог Украины») – украинская общественная организация, которая занимается восстановлением до рабочего состояния исторической железнодорожной техники.

Последние фото

Последние видео

15.04.2017
Статьи · Блоги · Обратная связь · Редколлегия · Правила

Яндекс.Метрика